Подпишись на блог и получи две книги в подарок!

Х
54.92.160.119

10 ловушек нашего мышления

Сознание – область до конца не познанная и способная иногда уводить нас далеко в сторону от правильных решений. В статье мы собрали 10 основных «ловушек» - способов нашего мышления мешать эффективно решать поставленные задачи.

1. Якорь

Чаще всего наш мозг оценивает всё через сравнение. Причём “эталоном” – тем, с чем мы сравниваем, оказывается первая величина, с которой мы столкнулись. Этим часто пользуются опытные продавцы. Показывая изначально самый дорогой вариант интересующего товара, они «якорят» в сознании клиента цену, с которой он будет подсознательно сравнивать все остальные. Дешевые варианты будут казаться ему вполне доступными, ведь ориентироваться он будет уже не на сумму, с которой планировал расстаться, а на стоимость самого дорогого товара в магазине. Как избежать:
  • не спешите консультироваться с другими людьми;
  • соберите как можно больше объективных данных из разных источников;
  • не зацикливайтесь на первоначальной точке зрения, рассмотрите проблему с разных углов.

2. Селектор

В вашу голову закралось предположение, что коллега ради повышения пытается вас «подсидеть». И вы тут же находите этому подтверждение – она уже неделю приходит на работу на полчаса раньше, а вчера вы видели, как она разговаривала с начальником за закрытыми дверьми. Всё это значит, что в вашем мышлении включилось селективное восприятие – вы акцентируете внимание только на тех фактах, которые подтверждают ваше предположение. Ведь вы сразу же забыли, что раньше она приходит, чтобы попросить отгул в конце недели, а с начальником обсуждала перенос отпуска по семейным обстоятельствам. Как избежать:
  • попробуйте «для профилактики» занять противоположную точку зрения и найти аргументы в её пользу.

3. Занятый слот

Вспомним «число Миллера» (7 ± 2) – именно столько элементов может одновременно поместиться в нашей кратковременной памяти. Эффективность того, как мы обрабатываем поступающую информацию, зависит от количества комбинаций «слотов» – свободных мест для элементов. Когда мы крутим какую-то проблему в голове, она прочно занимает один слот, соответственно, существенно снижается «ёмкость» нашей кратковременной памяти , а вместе с ней ухудшаются и аналитические способности. Как избежать:
  • фиксируйте проблемы на бумаге, визуализируйте их – так вы избавитесь от необходимости держать их в голове.

4. Мыльный пузырь

Люди склонны себя переоценивать, руководствуясь при этом личными ощущениями. Благодаря селективному мышлению могут подтягиваться самые разные доводы, раздувающие самооценку как мыльный пузырь. По одному из исследований, 75% водителей со стажем меньше 2х лет оценивают свои навыки вождения как «отличные» и «выше среднего». Чаще всего такая самоуверенность подкрепляется стоимостью автомобиля и одной-двумя ситуациями, из которых благодаря удаче удалось выйти без потерь. В результате в конфликтных ситуациях такие водители пытаются разобраться не с точки зрения ПДД, а с точки зрения «кто лучше водит». Как избежать:
  • оценивайте себя по объективным критериям;
  • внимательно присматривайтесь к образу действия других людей, ищите, чему вы могли бы поучиться;
  • если вы не уверены в своей объективности, поставьте себя на место других участников ситуации.

5. Переоценка вероятностей

Мы склонны оценивать вероятность того или иного исхода, полагаясь на факты, собственные эмоции и опыт. Вероятность авиакатастрофы составляет 1:10 000 000. Однако если вчера в новостях сообщили о падении самолёта, в сознании риск погибнуть при крушении воздушного судна увеличится в разы, хотя на самом деле объективно он останется прежним. Как избежать:
  • учитесь откидывать эмоции и рассуждать трезво;
  • при принятии решений опирайтесь на факты;
  • при оценке вероятности опирайтесь на данные статистики.

6. Невозвратные издержки

Пару дней назад вы купили билеты в кино на сегодняшний вечер. На улице дождь, на работе завал, да еще и легкая простуда – всё указывает на то, что лучше всего провести уютный вечер дома. Но билеты в кино уже куплены и вам жалко признать, что деньги были потрачены зря. Скрепя сердце, вы заставляете себя пойти в кинотеатр. Удовольствия поход вам не приносит, домой возвращаетесь поздно и утомленным. Так, пытаясь «не дать билетам пропасть», вы не дали себе провести вечер так, как действительно хотелось. Как избежать:
  • уважайте себя и своё время. Деньги за билеты вам не вернут, но, заставляя себя пойти на сеанс против своей воли, вы рискуете потерять ещё и время.

7. Рентген

Часто мы думаем, что нас видно насквозь, а если хотим слукавить, нас обязательно раскусят. Ощущение собственной прозрачности заставляет нас думать, что все наши ожидания, страхи, планы и амбиции лежат близко к поверхности, и их может прочитать любой желающий. Мы ждем от других полного понимания и желания считаться с нашими интересами. Кроме того, часто мы поддаёмся ощущению, что видим других людей насквозь и это наделяет нас правом решать за других. Как избежать:
  • проговаривайте то, что у вас внутри, вслух, если хотите, чтобы с этим считались;
  • прежде чем принять решение за другого человека, обсудите с ним детали.

8. Ошибка атрибуции

Мы объясняем свои поступки и аналогичные поступки других по-разному. Например, опоздания коллег для нас – признак их личной непунктуальности. Когда же опаздываем сами, сразу находим объективные причины – виноваты неисправный будильник или пробки – и снимаем с себя ответственность. Дело не только в оправданиях перед начальством – мы действительно так видим ситуацию. Как избежать:
  • чаще смотрите на себя со стороны и оценивайте свои поступки как поступки другого человека.

9. Солидарность

Зачастую можно услышать в качестве аргумента фразу «Все так делают». Стремление к объединению заложено у человека на инстинктивном уровне, поэтому мы боимся в одиночку выглядеть глупо и спокойно совершаем общие ошибки, чтобы «быть как все». Как избежать:
  • снизьте влияние других людей на своё мышление;
  • сопротивляйтесь, если вас пытаются убедить в чем-то с помощью фраз «всегда так было», «все так делают» или «это уже есть у всех»;
  • отстаивайте свою точку зрения, даже если вы в ней одиноки.

10. Неполная информация

Лена – начитанная и скромная девушка, интроверт. Угадайте, кто Лена по профессии – библиотекарь или продавец? Большинство без сомнений выберет первый вариант, попав в ловушку неполной информации. Часто нас пытаются подтолкнуть к определенному ответу, выдавая в качестве сопроводительной информации только то, что его подкрепляет. Так, например, зная, что соотношение библиотекарей к продавцам примерно 1:1000, мы, скорее всего, пересмотрели бы свой первоначальный ответ. Как избежать:
  • помните, что задачи, в которых дана вся информация для верного и объективного ответа, остались в школе;
  • перед принятием решения или формированием своего мнения ищите дополнительную информацию.